Дрон Amazon доставил первую посылку реальному клиенту. Почтальоны Безоса: почему дроны не станут основным способом доставки у Amazon Amazon доставка дронами

Поиск Google по фразе «дрон Amazon» выдает 313 млн результатов. Даже если крупнейший в мире онлайн-ритейлер никогда не доставит с помощью «октокоптеров» ни одной посылки, воскресное выступление основателя и гендиректора Amazon.com Джеффа Безоса () в эфире программы 60 Minutes на канале CBS уже немало помогло компании. По оценке аналитиков ChannelAdvisor, продажи интернет-гиганта в «киберпонедельник» 2 декабря по сравнению с прошлым годом взлетели на 44% (это, к примеру, в 2,5 раза превышает результат IBM). «Я не хочу, чтобы кто-то думал, что мы говорим о ближайшем будущем», - заверял Безос телезрителей.

Однако к этим словам уже мало кто прислушивался.

Доставка интернет-посылок с помощью умных летательных аппаратов завладела умами многомиллионной клиентской базы Amazon и стала темой номер один во всех ведущих технологических и деловых изданиях. Футуристический план гендиректора компании по рекрутированию воздушных роботов, способных через 30 минут после заказа через GPS-навигацию приземлиться у вас во дворе, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Впрочем, правдой он и не является. По нескольким причинам.

Во-первых , радужные перспективы проекта рискуют упереться в реалии национальных законодательств. Как заметил сам Безос, в США полеты почтовых дронов с посылками на борту считаются нелегальными. Заявление гендиректора Amazon о том, то на получение разрешения властей уйдет два года, выглядит слишком оптимистичным. Американский авиарегулятор FAA подтверждает, что возможность либерализации условий для полетов дронов обсуждается, но ждать полноценной сертификации инновационных устройств раньше 2020 года не приходится.

Сегодня с разрешения FAA над территорией США могут летать лишь полицейские и правительственные дроны. Частные аппараты ограничиваются проектами энтузиастов, которым строжайше запрещено поднимать свои роботы выше 120 м и упускать их из поля зрения. Конгресс уже принял резолюцию о расчистке авиапространства для коммерческого использования дронов с 2015 года. Но пока это лишь декларации о намерениях. Конечно, Amazon будет активно тестировать систему доставки Prime Air в ближайшие годы, но это не значит, что оформление новой услуги станет доступно на сайте ритейлера завтра или в следующем квартале.

Во-вторых , компания в последние годы инвестировала миллиарды долларов в строительство логистических центров, которые географически не рассчитаны на 30-минутные полеты дронов. Анонсированный Безосом получасовой дедлайн для посылок весом до 2,5 кг, условно, остается реалистичным, если вы живете в радиусе 16 км от предприятия Amazon. Даже эта дистанция не учитывает форс-мажоров, при которых дронам придется прокладывать не прямой маршрут, а обходить препятствия, замедляться из-за метеоусловий и запрещенных к полетам зон. Но сделаем скидку и согласимся: да, заряда батареи «октокоптерам» хватит.

Это хорошие новости, если вы живете в городке Карролтоне в штате Техас, неподалеку от огромного сортировочного центра Amazon площадью 100 000 кв. м в Коппелле.

Но парни из пригорода Далласа вряд ли так уж нуждаются в бесперебойных доставках товаров дронами.

То же во Флориде, где крупнейшие города штата - Тампа и Сент-Питерсберг - находятся близко к заветному радиусу, но все-таки недоступны для Prime Air при нынешнем функционале летающих почтальонов. В Калифорнии дроны смогут добираться до относительно больших Сан-Бернадино (население - 213 000 человек) и Трэйси (85 000), но жители Лос-Анджелеса, Сан-Хосе, Сан-Франциско и Сан-Диего останутся без посылок.

Конечно, нельзя исключать, что Amazon построит новые логистические мощности, но зачем, если в Штатах у ритейлера уже есть разветвленная сеть из 52 распределительных центров общей складской площадью 3,7 млн кв. м? Причем создавалась она с обязательным условием экономии за счет аренды земель вдали от городов. Так что радикальная смена стратегии с точки зрения бизнеса практически не имеет смысла для компании.

Вот еще несколько аргументов.

Доставка по городской территории - проект на практике утопичный. Даже если дроны идеально научатся ориентироваться в пространстве и избегать столкновений друг с другом и с посторонними предметами, навигация по районам высокоэтажной хаотичной застройки с неоднородным рельефом лишит их главного преимущества - скорости. Им придется либо лететь слишком низко, создавая угрозу для людей и транспорта, либо подниматься слишком высоко, где ветер легко может внести коррективы в скорость и вектор движения.

А когда, преодолев все сложности, инновационный почтальон приблизится к вашему дому - что будет происходить дальше?

В многоквартирных домах ему придется оставлять посылку у консьержа. Учитывая, что это не всегда получается у живых курьеров UPS, возникают справедливые сомнения в функционале их электронных «коллег». Amazon уверяет, что уже заложила эти риски в изобретение. Самый реалистичный выход лишает всю идею футуристичного флера: дроны будут помещать посылки в специальные контейнеры у ближайшего магазина сети 7-Eleven, чтобы адресат мог забрать их в любое удобное ему время. Другой, более интригующий в теории сценарий - доставка на балкон (хотя балконы есть далеко не у всех квартир).

Скорость дронов - их безусловный плюс, но она диктует жесткие требования к весу посылки.

Традиционная доставка в этом смысле заказчиков никак не ограничивает. Да, посылку не доставляют в течение получаса, но так ли это принципиально? Google, eBay и другие компании постоянно совершенствуют сервисы доставки за один день, и маловероятно, что пользователи интернет-магазинов будут настолько впечатлены предложением Amazon, что незамедлительно сделают выбор в пользу красивой, но не подкрепленной достаточным опытом альтернативы.

Погода - другой важный аспект, который нельзя не принимать во внимание. Метеоусловия неизбежно будут регулярно «приземлять» почтовых роботов Безоса. Магия Amazon заключается в простоте: вы регистрируетесь, делаете пару кликов - и максимум через пару дней (если вы житель Штатов) вещь у вас дома. Логистика, география сортировочных центров, любые проблемы - не ваша забота.

Сложная цепочка империи Безоса работает незаметно и эффективно.

Давайте представим, что онлайн-гигант построил предприятие под Бостоном и охватил сервисом Prime Air и сам город, и его спутники. Вдруг резко портится погода, вы заболеваете и хотите оперативно заказать лекарство без необходимости выходить из дома. Однако на сайте Amazon вы узнаете, что весь флот дронов вынужденно остается на земле, так как синоптики обещают сильные порывы ветра и снегопад. Не такая уж и фантазия. Инновации Amazon еще только предстоит доказать свою состоятельность в «боевых» условиях - лишь одна посылка из тысячи может быть не доставлена до адресата, в противном случае дроны не будут соответствовать стандартам качества, заданным Безосом на рынке. Да, робот умеет делать потрясающие вещи, но беспилотник с восемью пропеллерами - слишком рискованный объект в небе в условиях плохой погоды. Так что ненастье - определенно одна из основных угроз светлому будущему почтовых дронов.

Время не пришло. Мечтам Безоса суждено сбыться, но не в обозримой перспективе. Как верно отметил аналитик Сэмиль Шах, Prime Air -

это «то ли шутка, то ли фокус, то ли пиар-трюк».

«Или они просто провоцируют скептиков?» - написал он в своем Twitter. Как пиар-ход дроны и впрямь сработали на «отлично». Да и скептики вылили на Безоса немало желчи. Однако гендиректор Amazon умеет играть вдолгую, как никто другой. Он уже инвестирует в технологии следующего десятителятия, пока большинство CEO думают, как бы прожить следующий квартал.

Amazon в последнее время много критиковали за нарушения трудового законодательства. Что ж, в таком случае Prime Air - хорошая новость для подчиненных Безоса: в ближайшее время летающие роботы не придут им на смену.

Крупнейший мировой интернет-ритейлер Amazon намерен протестировать систему доставки товаров с помощью беспилотных дронов. Об этом глава компании Джефф Безос сообщил в интервью телеканалу CBS.

Безос поделился с журналистами планами по освоению новой системы доставки товаров, которая позволит покупателям получить свой заказ уже в течение 30 минут с момента оформления. Эксперты пока называют такую идею как минимум смелой, а в некоторых случаях даже футуристической. Однако в Amazon и не обещают, что система будет внедрена в постоянное использование уже завтра. Даже при самых благоприятных результатах тестов это действительно произойдет лишь через несколько лет, заявил Безос.

Более того, доставка товаров с помощью дронов, скорее всего, будет доступна только в рамках премиальной программы Amazon Prime за отдельную плату. Глава Amazon признает, что у системы есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы весьма очевидны. Это прежде всего скорость доставки, а также минимальные затраты на транспортировку со стороны Amazon. Дроны Amazon смогут доставлять товары весом не более 2,3 кг и отдаляться от склада на расстояние не более 16 км.По словам Безоса, такой радиус позволит охватывать значительную часть городского населения.Что же касается массы, то по этому значению не проходят лишь 14% товаров Amazon (то есть дроны смогут поднимать и доставлять 86% всех товаров).

Но минусы в свою очередь не менее существенны, ведь для каждого дрона нужно разрешение авиационных властей, а помимо этого ритейлер планирует использовать небольшие дроны, поэтому они не смогут доставлять крупногабаритные грузы. Также в пути с беспилотным средством могут приключиться различные оказии, например поломка или кража со стороны третьих лиц, что влечет за собой и потерю самого товара.

Однако Amazon все же подходит к вопросу достаточно серьезно и намерена довести начатое до конца. Помимо чисто технических и правовых проблем Безос отмечает и ряд других трудностей, связанных с внедрением подобной системы в действие на постоянной основе. Однако стремление к технологическим новшествам пока явно побеждает все сомнения.

На видео можно посмотреть, как работает новая система доставки от Amazon

Компания Amazon старается минимизировать время доставки посылки, используя самые разные способы. Это и скоростные автомобили, и договоренности с транспортными компаниями, и грузовики с 3D принтерами на борту, которые выезжают по локальным заказам, создавая нужные заказчику запасные части и детали.

Крупную ставку Amazon делает на дронов, считая, что доставка товаров по воздуху - максимально быстрый и эффективный путь из точки А в точку Б. Для того, чтобы получить возможность работать с коптерами в качестве курьеров, корпорация лоббирует ряд законов в США и других странах, которые позволяет использовать воздушный мини-транспорт для доставки. Кроме того, разрабатываются новые модели таких устройств, а также элементы инфраструктуры. Сейчас стало известно, что компания подала патентную заявку на башню для коптеров-курьеров, откуда дроны будут вылетать с товаром.


Что касается самого способа доставки при помощи дрона, то это не обязательно «курьер до двери». Место доставки может и меняться, например, если получатель посылки двигается. Дроны будут получать информацию о месте доставки, получая данные со смартфона заказчика. Всего предусматривается четыре типа доставки: «Привезите мне», «Домой», «На работу» и в «Мою лодку».

Дроны будут создавать самых разных размеров, размер будет зависеть от планируемой грузоподъемности. Сейчас типичный «летающий курьер» от Amazon представляет собой коптер с восемью пропеллерами и компьютерной системой управления, которая устанавливается в середине и верхней части рамы. Максимальная высота полета для разрабатываемых компанией дронов составляет 120 метров. Скорость устройства в воздухе достигает 80 километров в час.

Окончательный дизайн коптеров еще не готов . В компании объясняют это следующим образом: «Мы тестируем несколько типов летательных аппаратов и механизмов доставки для того, чтобы определить оптимальный способ в условиях различного окружения». Кроме того, так после того, как дизайн дронов будет утвержден, и они отправятся в производство, конструкция беспилотников может изменяться с течением времени.

Что касается башни для дронов, то она будет представлять собой многоуровневое здание, со входами для людей, въездами-выездами для автомобилей (в том числе, грузовых) и множественными «лотками» для вылета и возвращения дронов. По словам представителей компании, башни будут устанавливаться в крупнейших населенных центрах, где доставка любыми другими способами затруднена. Такими центрами могут быть Нью-Йорк, Лондон, Токио и другие мегаполисы.

Правда, здесь есть несколько сложных моментов юридического характера. Дело в том, что в крупных городах в большинстве стран полеты дронов запрещены. Дело в том, что власти опасаются поломок их в процессе полета. Ведь даже небольшой дрон может представлять собой значительную опасность, если упадет на головы идущих внизу людей с высоты в 200-300 метров и выше. Так что, прежде, чем строить башни, компании придется уладить все эти моменты.

В патентной заявке компании говорится следующее: «Многоуровневый центр создан для обеспечения взлета и посадки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), вероятно, в черте города, включая густонаселенные регионы».

Несколько уровней в таком центре нужно для того, чтобы работать могло сразу несколько коптеров одновременно. Это будет похоже на аэродром в миниатюре - какие-то аппараты взлетают, какие-то возвращаются и садятся на свою площадку. В компании заявляют, что патенты вроде этого не просто похожи на зарисовки из будущего, такие документы это будущее делают реальностью.


Количество патентных заявок, поданных компанией, которые имеют отношение к логистике при помощи БПЛА и других автономных систем

Amazon тестирует свои системы на секретном полигоне в Кембридже, испытания также проводятся на нескольких площадках в других местах, включая Израиль и Канаду.

Компания использует и другие способы для быстрой доставки товаров. Например, полуавтоматический сервис Amazon Locker. Его можно использовать в качестве точки доставки. Один такой расположен в Гранаде, где я живу.


С 2013 года Amazon работает над проектом доставки товаров дронами, но только на прошлой неделе компания перешла к тестированию системы в реальных условиях. Первым клиентом сервиса Amazon Prime Air стал британец, проживающий недалеко от Кембриджа. 7 декабря 2016 года он получил ТВ-приставку Fire TV и пакет попкорна всего через 13 минут после оформления заказа на сайте.

Как это работает

Amazon не случайно выбрала Великобританию для тестового запуска Prime Air - летом этого года местные власти разрешили испытания сервиса в загородной и сельской местности. Специально построенный распределительный центр будет осуществлять доставку на площади почти 13 км². На данный момент компания работает только с двумя клиентами, но в ближайшее время их число увеличится до нескольких десятков. Как показано в видео, работники склада Amazon комплектуют заказ и отправляют его на конвейер, после чего посылка автоматически загружается в беспилотник. Специальная платформа вывозит аппарат на улицу, где он поднимается в воздух. Сейчас доставка дронами работает только в дневное время и при условии хорошей погоды.

Летательным аппаратом не управляют живые операторы - он работает автономно и двигается по проложенному маршруту. Точное место посадки обозначается специальным QR-кодом возле дома клиента. Сам дрон заметно отличается от тех, которые мы видели раньше, но в компании уже говорили , что планируют использовать несколько моделей в зависимости от местности. Данный экземпляр может подниматься на высоту до 121 метра и переносить грузы весом до 2.25 кг.

Центры разработки Amazon Prime Air также работают в США, Австрии и Израиле.

Что есть у конкурентов

Amazon - не единственная компания, которая пытается продвигать доставку дронами. Google с 2012 года работает над проектом Project Wing , компания UPS будет использовать беспилотники для экспресс-перевозки медикаментов, а сеть Domino"s Pizza тестирует сервис доставки пиццы в Новой Зеландии. Даже «Укрпочта» хочет создать флотилию квадрокоптеров-курьеров.