Как улучшить звучание hi-fi-системы. Несколько практических советов по улучшению звучания акустических систем Какую акустическую систему выбрать для дома

Колонки это основное поле битв фирм производителей и наиболее широкая тема для обсуждений любителями музыки - потому что они вносят наибольший вклад в качество звучания…

… и от них в первую очередь зависит - будет ли владелец системы ежедневно наслаждаться любимой музыкой, удивлять друзей ее масштабностью и естественностью, или использует акустику в виде дорогого - но мало полезного аксессуара.

Разные колонки не все жанры музыки отыгрывают одинаково хорошо. Одни прекрасно справляются с попсой, роком и RNВ, но напрочь отказываются от джаза и классики. Другие великолепно воспроизводят вокал - а Раммштайн на них звучит отвратительно.

Всеядной акустики не существует - либо она всеядна, но стоит неприличных с позиции здравого ума денег…

Подбирать колонки нужно особо тщательно - и желательно под музыкальные пристрастия будущего владельца, а их тип и марку увязывать с вполне конкретным усилителем, кабелями и помещением.

В первую очередь нужно обращать внимание на размер…

Зачем нужны большие колонки...

(Среди аудиофилов бытует мнение - большие колонки создают большой и масштабный звук, а маленькие - маленький…)

Бас является основой любой музыки, если его нет - то и вся музыкальная композиция звучит плоско и не интересно.

Если опустить из виду внешнюю отделку и форму корпуса, то прослеживается тенденция: чем больше внутренний объем акустической системы - тем лучше бас… От физики не уйдешь - низкие частоты имеют большую длину волны, и для их правильного воспроизведения необходим большой объем.

(По аналогии с автомобилями, как бы мы не ухитрялись в обычный городской седан нагрузить три тонны - ничего не получится, для этого нужен как минимум грузовик.)…

Хотя относительное качество низа можно получить и от небольших колонок…

Для этого в них применяют динамики с тяжелой подвижной системой и большим ходом диффузора. Такие динамики имеют низкую чувствительность (КПД) и для их нормальной работы нужны мощные транзисторные усилители.

… Большие мощности - большие токи, как следствие большой нагрев и уход характеристик.

Низкие частоты в таких колонках запаздывают по отношению к вокалу и отличаются заметной на слух вязкостью. Получается эффект «разрыва звука». Такой же происходит в комплектах для домашнего кинотеатра с мощным сабвуфером и небольшими сателлитами. Вы практически всегда слышите, что сабвуфер играет как бы сам по себе - отдельно от остальных колонок…

А звук на любом материале, неважно музыка это или звуковой трек фильма должен быть цельным - слитным.

Варианты компенсации малого объема колонок - лабиринты и фазоинверторы, влияют на звук не лучшим образом. При их применении - на низких частотах возникают заметные на слух горбы и провалы.

Системы - состоящие из колонок небольшого размера и мощных транзисторных усилителей хорошо отыгрывают поп музыку, современные клубные стили, классический рок - и весьма посредственно джаз и классику.

Наиболее легкий и открытый звук дают акустические системы «бесконечного объема» - когда динамические головки встроены в стены, а их задний объем ни чем не ограничен. Или колонки - представляющие из себя щиты большого размера с встроенными в них динамиками. По звучанию щиты очень похожи на акустику бесконечного объема и сильно выигрывают у «Ящичной» акустики.

К большому сожалению, в реальных домах и квартирах эти виды оформления применяются очень редко - а жаль...

… При совместном проектировании жилья и акустики в нем - оформление типа щит или бесконечный объем, можно встроить в помещение практически без ущерба для его дизайна. Только начинать это нужно как можно раньше, когда вокруг бетон - а не обои и навеска штор.

Что внутри колонок?

Звук от внешнего вида колонок зависит очень мало - он зависит от качества динамических головок, объема и жесткости корпуса, правильного расчета частот раздела и состыковки полос, точности элементов фильтров.

Эта многополярная задача сложно выполнима для крупносерийного производства. Акустика моделируется и настраивается один раз - происходит это на этапе изготовления опытного образца.

В отличие от внешней отделки - на внутренностях фирмы производители как правило - экономят…

Катушки фильтров наматываются тонким проводом - который вносит повышенное сопротивление

Для уменьшения затрат меди при сохранении индуктивности катушек - в них вставляют железные сердечники, которые плохо влияют на импульсные характеристики динамиков

Медь и особенно серебро, применяемое в катушках и конденсаторах фильтров - для экономии намешана в непонятных пропорциях с железом.

Резисторы для фильтров применяются недорогие обычно металлокерамические - невысокой точности

Каждая динамическая головка, произведенная в условиях крупносерийного производства, по характеристикам и звучанию хоть немного - но отличается друг от друга.

Индивидуальную настройку колонок никто не производит.

Звучание серийной акустики даже дорогой можно заметно улучшить, подстроив фильтры - поменяв в них элементы на более точные и качественные. Заменить штатную внутреннюю проводку на аудиофильские кабели. Установить внутри корпусов для увеличения жесткости стенок дополнительные распорки, добавить вибродемпфирующий материал…

Есть, где развернуться на постсоветском пространстве, с его немыслимыми запасами сверхчистой меди и серебра. Чем весьма успешно пользуются отечественные энтузиасты, усовершенствуя фирменные колонки. Такой себе «кастом» или ручная работа по изготовлению уникальных экземпляров не мотоциклов Харлей Девидсон - а звука.

(Кстати - многие уважаемые в мире зарубежные производители проводов для аудио не редко закупают материалы на Урале или дальнем востоке в России, где медеплавильные комбинаты все еще придерживаются советских стандартов чистоты и качества).

Доработка акустики своими руками.

У вас на руках есть пара колонок, а может и не пара. Активных либо пассивных. Напольных или полочных. Может быть вообще сабвуфер, а не колонки.

Данная статья поможет вам узнать о способах улучшения качества звучания вашей акустики без лишних затрат. Будут описаны самые эффективные методы доработки акустики, которые легко воплотить в жизнь своими руками. Это можно назвать шлифовкой того, чего не смог воплотить производитель, в силу целесообразности производства и его окупаемости.

Все инструкции и советы из данной статьи, подойдут для любой акустики с фазоинвертором, включая сабвуферы и напольные колонки. Многие советы также подойдут и для акустических систем другого типа.

Итак начнём.

Обивка корпуса звукопоглощающим материалом и укрепление конструкции.

Сначала выясним, для каких целей производится данная процедура.

Вскрытие колонок.

Разобрать колонку очень просто.

Если это активная акустика, то на активной колонке нужно открутить усилительный блок сзади, который прикручен на шурупах.

Вынимать блок нужно очень аккуратно, без резких движений. Если есть штекеры, которые отстёгиваются, отсоедините их и положите усилительный блок рядом, не перетягивая при этом провода. На пассивных колонках – нужно просто открутить шурупы на СЧНЧ динамике и осторожно вынуть его не повредив провода.

*Все эти операции нужно проводить аккуратно и без резких движений, во избежание повреждения проводов и схем.

Укрепление корпуса.

Эту модификацию стоит проводить, если вы сомневаетесь в прочности конструкции вашей акустики и внутри корпуса нет дополнительных конструкций жёсткости (укрепляющих планок, «пробок» на стенах, стяжек между стенами). Почти всегда, колонки нуждаются в дополнительном укреплении.

Для данной процедуры потребуются небольшие 1х1 — 1х2см брусья и резиновый клей. Брусья будем приклеивать вдоль углов , на которых нет брусьев, что укрепит прилегание боковых стенок друг к другу. Отмеряем и отрезаем, прикладываем и прикидываем, намазываем обильно клеем брус и место, к которому он будет приклеиваться. Обклеиваем все углы, на которых производитель сэкономил дерева. Естественно используем брусья как распорки, а не просто клеем.

Так же стоит проложить балки вдоль длинных стенок колонки, если таковые отсутствуют. Как показано на рисунке, либо по диагонали. Балки должны плотно прилегать по краям.

Ещё желательно сделать горизонтальные распорки между стенками, это значительно укрепит конструкцию. Особенно актуально для крупных АС с длинными стенками (к примеру Microlab Solo 7 ).

После данной процедуры, мы получаем более крепкую конструкцию, которая создаёт меньше резонанса стенок, а также меньше вибраций при микро-трении и прикосновении стенок друг к другу.

Для проведения данной процедуры, нам потребуется двусторонний скотч и звукопоглощающий материал .

Для какой цели это делается.

Всё это действо, проводится с целью уменьшить отражение звуковых волн от корпуса акустики с фазоинвертором. Если этого не сделать, то часто вместо баса, из него будут вылетать непонятные гудящие и свистящие звуки. Обивка даёт более ровный и сбалансированный бас , который становится более мягким и лучше различимым на слух. Она убирает гудящие, резонирующие звуки, которые возникают в корпусе акустики из-за столкновения звуковых волн. Это так же, позволяет немного расширить нижний диапазон воспроизводимых частот.

В качестве звукопоглотителей , лучше всего подходят такие материалы как синтепон (можно найти на любом вещевом рынке, а можно найти и в старой куртке 🙂 ), войлок , рулонная вата или самый интересный материл – вата , звукопоглощающая – типа “URSA ”, к тому же она негорючая. Только не утеплительная стекловата из кварцевого песка, а домашняя для установки перегородок. Если достать данные материалы проблематично, в крайнем случае можно использовать рулонный поролон , достать который можно в любом ХозМаге . Но всё же его использование, крайне нежелательно. Не забываем, что синтепон, войлок, вату перед проклейкой нужно распушить.

Для начала, вынимаем тот звукопоглощающий материал, который положил во внутрь производитель, если таковой имеется.

Что мы делаем.

1) Проклеиваем двусторонним скотчем, как можно большую площадь внутри колонки, насколько это возможно. Сразу же отклеиваем защитную бумагу.
2) Вырезаем или растягиваем звукопоглощающий материал так, чтобы голые стенки были полностью закрыты, в том числе (особенно) углы.
3) Прокладываем материалом все полости, чтобы деревянные стенки были полностью запечатаны. Толщина слоя, должна быть не более 2 см, иначе это может значительно уменьшить объём внутри корпуса, что не лучшим образом скажется на глубине басовой составляющей.

Предупреждение.

В местах, которые нагреваются, лучше не перебарщивать. Это касается мест рядом с трансформатором и блоком усилителя. Между ними, и звукопоглощающим материалом лучше оставить пустое пространство в 1-2 см. Поэтому, лучший материал – это негорючая звукопоглощающая вата типа « URSA », которая к примеру, может остаться после ремонта. Её можно использовать без ограничений.

Нужно стараться закрепить материал как можно тщательней. Ведь вы не хотите, чтобы при больших движениях масс воздуха внутри корпуса, вата или синтепон скакали внутри или ещё хуже – вылетали из фазоинвертора 🙂

Доработка фазоинвертора.

Для уменьшения дребезжаний и возможного свиста из фазоинвертора, стоит сделать 2 вещи.

1. Обмотайте фазоинвертор звукопоглощающим материалом, по типу «шуба» одним слоем. Оставьте 1 см голого пространства на конце фазоинвертора. Плотно закрепите «шубу» тонкими резинками, обмотав их вокруг фазоинвертора, как показано на рисунке выше.

2. Ровно отрежьте кусачками, любые защитные решётки внутри трубы фазоинвертора. Пользы от них никакой, а вот лишних призвуков и свистов – очень много. Если на конце наклеена сеточка, то её так же лучше удалить. Это позволит воздуху проходить легче, что увеличит общую скорость реакции динамика.

Установка акустики на шипы.

Попробуйте при воспроизведении музыки нажать на динамик на некоторое время. Вы услышите, что он зафальшивит и проглотит добрую половину частот. Происходит это потому, что палец поглощает вибрации, не давая динамику отдать их в воздух.

Корпус колонки – это продолжение динамика. При соприкосновении с полом, столом, полкой или другими вещами, корпус колонки отдаёт часть своих вибраций этим предметам, как в примере с пальцем.

Для того, чтобы акустика качественно отдавала в воздух звуковые волны, физически не рассеивая их об пол и предметы с которыми она соприкасается создавая искажения, применяются шипы.

Шипы крепятся как ножки . Для этого, на нижней стенке просверливаются 4 небольших отверстия (не сквозных), в которые они вкручиваются. Купить их можно во многих магазинах бытовой электроники, где продаётся акустика и аксессуары к ней, или же заказать через интернет. Под акустикой с шипами, должен быть твёрдый материал – керамическая плитка, паркет или другой. Главное чтобы ножки имели как можно меньшее с ним соприкосновение и не утапливались .

Принцип действия шипов заключается в том, что они сильно уменьшают площадь соприкосновения колонки с поверхностью, на которой она стоит. Благодаря этому, звуковые волны которые подаются на корпус начинают звучать, а не угасать о пол, паркет или полку. Искажения сводятся к минимуму, басовая составляющая становится более различимой на слух и гораздо более детализированной.

Важное примечание.

Шипы, имеет смысл использовать для акустики с приличным весом и приличного размера. Шипы стоит использовать преимущественно для напольной акустики весом более 12 кг. Или для сабвуферов весом 5 кг и более. В более мелкой акустике эффект будет, но не такой заметный.

Замена проводов на усилительной части акустики. Для активной акустики.

Часто, производитель экономит на таких вещах как качество проводов от кроссовера до динамика и от платы до кроссовера. Толщина, как и качество провода – напрямую влияет на качество звучания. Чем толще провод, тем глубже бас и отчётливей средние частоты. Данную модификацию в первую очередь стоит проводить на сабвуферах, из-за большей энергии, которая течёт по этим самым проводам.

1. Подбираем подходящий провод на замену, естественно медь самого высокого качества что есть в наличии. Желательно не ВВГ (цельный), так как сигнал при прохождении через такой провод меняется. Лучше взять жилу ПВС (плетёный) из бескислородной меди. Толще не всегда лучше, нужно что то среднее, в зависимости от мощности акустики.

2 . Отпаиваем и отрезаем старые провода. Если на другом конце кронштейн, то по возможности припаиваем провода к самим клеммам на плате. Если это невозможно, отрезаем кронштейн под корень, вынимаем клемки, припаиваем к ним провода и вставляем обратно в кронштейн. Так же обматываем клеммы динамика и кроссовера и обильно пропаиваем. Пропаивать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

3. Убеждаемся в качестве пайки.

Так же стоит обратить внимание на соединительный провод между колонками.

Производитель, редко подсовывает что-то толковое. Лучший вариант из самых доступных – плетёный провод с прозрачной изоляцией, которыми комплектуются, к примеру — SVEN Royal или Microlab SOLO 6 и выше.

Подобный провод, можно так же купить в магазинах электрики. Это как недорогой вариант замены хлипких проводов, которые идут в комплекте с акустикой. Для напольных вариантов, лучше всего подойдут акустические провода с более толстым сечением и более качественной, бескислородной медью. Такие можно купить в любом магазине, где продаются домашние кинотеатры, или же на рынке электроники.

Пара слов о проводах от источника звука к акустике.

Провода, которые идут от источника звука к колонкам (обычно тюльпаны) или ресиверу, должны быть хорошего качества.

Очень желательно, чтобы они были экранированы от помех линий питания, сотовых сетей и радио. Для этого, производители проводов оборачивают их слоем фольги, либо оплетают алюминиевой или медно нитью. Отличить их несложно — они значительно толще, чем не экранированные. Так же, качественные провода, должны быть с позолоченными штекерами для меньшего сопротивления и меньших потерь сигнала на штекерах. Купить такие провода можно на радио рынке либо в магазинах, где продаются домашние кинотеатры.

Примечание.

Для того чтобы от смены проводов был ощутимый эффект – советуем производить их замену на акустике с ценовой планкой 100$ и выше (для 2.0). Либо, если используемый производителем провод действительно плохого качества.

Используйте сетевые фильтры.

Хорошие сетевые фильтры, которые оборудованы высокочастотными подавителями , неплохо умеют убирать так называемый белый шум и другие помехи, вызванные некачественным питанием и помехами в сети.

Зачастую, в схемах встроенных усилителей, не бывает качественной схемы подавления помех, что приводит к искажениям , шуму из колонок и разным звукам, когда начинает работать холодильник либо электро — розжиг газовой плиты у соседей 🙂

Помните то, что дешёвые фильтры – никак не спасут вас от помех. Такие способны защищать технику от импульсных токов, которые возникают к примеру при ударе молнии в проводку, и только.

В фильтрах, которые нам нужны – должен быть подавитель (фильтр) высокочастотных помех. Они также бывают полезны для ресиверов и усилителей, как для защиты, так и для лучшей помехоустойчивости.

Хорошие фильтры делают компании ZiS Pilot (начиная с серии GL ), APC .

Если колонки гудят или из них идёт посторонний звук.

Причины обычно две:

  • Некачественный источник сигнала, либо кабель.
  • Некачественные входные конденсаторы во встроенной усилительной части (если колонки активные).

В первом случае , нужно проверить кабель, посмотреть вставлены ли разъёмы полностью в штекера и проверить целостность кабелей. Также нужно отвести провода от других, особенно от кабелей питающей сети и радио , так как они создают вокруг себя магнитные поля.

Во втором случае , нужно вскрыть колонку с усилительной частью. Обычно она тяжелее и имеет радиатор.

Далее нужно найти конденсаторы схемы фильтрации питающей сети. Обычно их два и они самые крупные. Их стоит выпаять и заменить на новые, качественные и с большим максимальным напряжением и ёмкостью. Также стоит посмотреть не вздулись и не потекли ли (коричневая или жёлтая засохшая жидкость рядом) другие. Если да, то на замену без раздумий.

Также можно заменить и другие крупные конденсаторы, так как на мультимедиа акустике качеством они не выделяются.

Другие полезные советы по улучшению качества звука вашей акустики, без каких то модификаций.

Правильная расстановка акустики.

Для достижения максимально возможного качества звучания, акустику нужно правильно расставлять по комнате.

От правильной расстановки акустики зависит 30% успеха в достижении правильной звуковой картины.

_________________________

1. Высокочастотные динамики (ВЧ ) – должны быть на одном уровне с ухом слушателя для лучшего позиционирования в пространстве.

2. Порт фазоинвертора ничем не должен быть закрыт . Расстояние от стены или другого препятствия должно быть более 15 см, чтобы низкие частоты не терялись на выходе и ничего, не препятствовало их распространению по комнате.

3. Передние динамики должны быть расставлены на 30 градусов , от точки взгляда слушателя и направлены строго на него.

Задние, на 30 градусов от боковой точки слушателя (от 90 градусов ) Только в этом случае обеспечивается лучшая глубина звуковой картины.

4. Оптимальное расстояние , на котором должны стоять динамики от слушателя – 2 метра для напольных колонок и 1 метр для полочных .

5. Исключите посторонние источники звука . Это может быть открытое окно, не тихий системный блок и так далее. Все эти звуки – мешают восприятию звука и могут даже великолепный звук – сделать неразборчивым и мало детализированным.

Заключение.

Ещё раз повторим действия:

1. Укрепить общую конструкцию.

2. Обить корпус звукопоглощающим материалом внутри.

3. Доработать фазоинвертор.

4. Установить акустику на шипы.

5. Заменить провода внутри и снаружи на более качественные. Подключить через хороший сетевой фильтр.

6. Правильно расставить акустику, исключить источники шума.

7. Слушать.

Большинство данных советов, подойдут как для активной акустики, так и для пассивной.

Творите и удивляйтесь, как лучшую сторону изменяется звучание.

Удачной модификации!

Высококачественные звуковые колонки для домашней звукоусилительной аппаратуры воспроизводят НЧ-сигналы с частотой 30 - 50 Гц, что соответствует длине звуковой волны 7 - 10 м. Чтобы эффективно излучать такие колебания, нужны динамические головки с большим диаметром диффузора (существуют экземпляры 0 400 мм). Однако на практике чаще всего применяются «динамики» размером от 200 до 300 мм. Их собственная резонансная частота составляет 15 - 30 Гц.

Когда на головку подают звуковой сигнал, ее подвижная система колеблется, излучая в обе стороны одинаковые по силе, но противоположные по фазе звуковые колебания, которые имеют ненаправленный характер. Корпус «динамика» не в состоянии изолировать одну от другой области сжатия и разрежения воздуха. В результате в точке слушания звуковое давление имеет низкий уровень. Это явление известно в технике как акустическое короткое замыкание. Устраняют его, помещая акустический излучатель в закрытый ящик (рис. 1). (Символы на рисунках обозначают: а - ширину, b - глубину, с - высоту ящика, х - толщину материала, d - толщину планки). Часто в нем делают одно или даже несколько отверстий, располагая их в определенных местах корпуса (рис. 2). Такие отверстия называются фазоинвер-торами, или басрефлекторами. Их разновидность - пассивный излучатель (рис. 3), представляющий собой неподключенную динамическую головку. Расположение отверстий на передней панели корпуса звуковой колонки выбирают таким образом, чтобы обратное излучение совпадало с фронтальным, повышая тем самым низкочастотное звуковое давление.

Важное значение для акустических колонок имеют их размеры, форма и материалы, из которых они сделаны, внутренняя «начинка» и оформление лицевой панели. Тем самым корпус влияет на технические параметры установленной в нем динамической головки и прежде всего на повышение ее собственной резонансной частоты. Немаловажную роль здесь играют диаметр диффузора и «литраж» корпуса. С увеличением его объема и уменьшением размеров подвижной системы резонансная частота изменяется незначительно. Если же головку с большим диффузором установить в сравнительно небольшой ящик, резонансная частота заметно изменится - низкие частоты «срезаются», и в результате эффективный частотный диапазон колонки сужается. Иными словами, неправильно подобранный по объему корпус может ухудшить качество воспроизведения даже очень хорошей динамической головки.

Для эффективной отдачи головки на низких частотах болгарские радиолюбители рекомендуют выбирать объемы колонки, исходя из приведенных в таблице данных.

При использовании фазоинвертора также необходимо выполнять определенные требования. Отверстие под него должно быть расположено на расстоянии не менее 60 - 80 мм от НЧ г го-ловки и в 40 - 50 мм от задней стенки корпуса. На таком же расстоянии от отверстия укладывают и звукопоглощающий материал. Лучше, если фазоин-вертор расположен под НЧ-головкой.

Рекомендуемые размеры для фазо-инверторов зависят от «литража» колонки и диаметра диффузора головки. Так, с головкой 0 125 мм, установленной в корпусе с внутренним объемом 8 дм 3 , труба фазоинвертора имеет 0 50 (46) мм и L = 60 мм. Для громкоговорителя объемом 16 дм 3 , диаметр диффузора которого равен 160 мм, нужна труба 0 50 мм и длиной 100 мм. Соответственно для головки 0 200 мм при объеме V = 30 дм 3 размеры трубы составят 0 75 мм, L= 100 мм. У громкоговорителя 0 300 мм, при V = 60 дм 3 труба должна иметь 0 75 мм и L = 220 мм.

Форма корпуса, как внутренняя, так и наружная, также влияет на частот- ную характеристику громкоговорителя. Наиболее приемлема - сферическая, а самая неподходящая - куб, когда динамическая головка расположена в геометрическом центре одной из его сторон. В цилиндрическом корпусе наиболее благоприятное расположение головки - поперечное (рис. 4а), а не продольное (рис. 46), хотя крепить ее в последнем случае намного про.цс.

Если корпус имеет наиболее распространенную форму параллелепипеда, низкочастотный «динамик» лучше всего установить несимметрично относительно сторон отражательной доски (рис. 1).

Разновидность колонки в форме параллелепипеда показана на рисунке 5.

Диаметр диффузора, см

Резонансная частота, ГЦ

Объем корпуса,

ДМ 3

12

60…70

8…12

16

50…60

14…18

20

35…40

28…35

25

25…32

45…50

30

20…25

55…60

Хорошие акустические данные у громкоговорителя с корпусом в виде треугольной призмы (рис. 6) или усеченной пирамиды (рис. 7, 8).

Для объема 5 - 10 дм 3 и мощности «динамика» 6 - 10 Вт достаточна толщина стенок ящика 8 - 10 мм, а для V = 40 - 60 дм 3 и мощности 40 - 100 Вт - 18 - 25 мм. Чтобы улучшить излучение низкочастотных сигналов, корпуса громкоговорителей делают из более толстых материалов. Особенно это касается мощных динамических головок и акустических преобразователей с высоким КПД.

Вибродемпферные качества материала можно улучшить путем установки деревянных ребер-брусков с внутренней стороны ящика (рис. 9) или наклеивания на часть стенок микропористой резины толщиной 4 - 5 мм. В этом случае для корпуса можно использовать материал и меньшей толщины. Применение фанеры с наклеенным на нее слоем микропористой резины также дает хорошие результаты.

Переднюю и заднюю стенки корпуса колонки рекомендуется изготавливать из более плотного материала, а все остальные - из фанеры или ДСП. Однако при больших габаритах корпуса и значительной мощности динамической головки в нем все же могут возникать нежелательные вибрации. Чтобы их избежать, стенки колонки стягивают деревянными рейками сечением 40X40 мм или металлическими прутками 0 6 - 10 мм (рис 10).

Фазоинверторы изготавливают из пластмассовых или металлических (например, дюралюминиевых) труб с толщиной стенок не менее 2 мм.

Минералы также применяют в качестве материала для постройки колонок. На первом месте стоит мрамор. Благо-дар» слоистой структуре ем хорошо гасит звук, и поэтому в нем не возникают резонансные колебеник Мрамор легко обрабатывается, но как недостаток следует отметить, что он- тяжел и хрупок.

Стенки корпуса соединяют между собой одним из способов, показанных на рисунке 11. Легче изготовить ящик со съемными передней и задней панелями.

Сначала вырезают боковые стенки. Перед сборкой к ним необходимо приклеить и затем прибить мелкими гвоздями ограничительные Монтажные рейки размером 1-5X15 или 20X20 мм и длиной, указанной на рисунке 12.

Стенки корпуса склеивают клеем «Универсал» или С-200 и через каждые 15 - 20 мм вбивают тонкие гвозди для большей надежности крепяения. Ящик будет еще крепче, если- по его углам вклеить дополнительные бруски (рис. 13). Свободные места заливают эпоксидкой. По собранной таким образом обтяжке определяют размеры лицевой и задней панелей. Их изготавливают из дерева хвойных пород. Исходя из имеющихся динамических головок, намечают расположение отверстий под них (рис. 14).

Колонки часто украшают декоративными рамками из деревянных реек сечением 15X15 мм. Радиоткань натягивают на отражательную доску и закрепляют кнопками или мебельными гвоздями.

Внутренний объем колонки заполняют каким-нибудь звукопоглощающим материалом, например стекловатой. Количество ее определяют путем измерения резонансной частоты. Наполнение корпуса считается нормальным, если она снизилась на 10 - 12%. Опытным путем установлено, что для этого потребуется 30 - 40 г стекловаты или 10 - 15 г полиэстероновой ваты (ямболека) на 1 дм 3 . Можно использовать и ветошь. Звукопоглощающий материал помещают в чехол из плотной ткани.

Если размеры корпуса правильно выбраны и он тщательно уплотнен, то при аккуратном нажатии на диффузор низкочастотной головки ее подвижная система плавно возвращается в первоначальное положение. Отсутствие такого явления свидетельствует о наличии акустических потерь, снижающих звуковое давление на низких частотах на t - 2 дБ.

По материалам журнала «Радио, телевизия, електроника», НРБ

Моделист-конструктор

OCR Pirat

Многие модели акустических систем имеют по две пары винтовых зажимов, которые подключены непосредственно к входам фильтров низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей. В исходном состоянии одноименные („+” и „-”) зажимы обеих винтовых пар соединены параллельно с помощью металлических перемычек, что позволяет подключить колонки к усилителю обычным способом, используя только один соединительный кабель.
Если же эти перемычки удалить, появляется возможность независимого двухпроводного подключения отдельными кабелями к выходу усилителя низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей методом Bi-Biring или Bi-Amping. О методе Bi-Amping, требующем применения двух стереоусилителей, поговорим в следующей статье этого цикла, посвященной улучшению качества звучания усилителей.
Метод же Bi-Wiring заключается в подключении к одному выходу усилителя двух отдельных акустических кабелей, каждый из которых подводится к своей паре винтовых зажимов на акустической системе. Смысл этой процедуры заключается в том, что при таком двухпроводном подключении (Bi-Wiring) токи звуковых сигналов низких и высоких частот протекают по различным цепям, не оказывая влияния друг на друга. Благодаря этому качество звучания колонок в режиме двухпроводного подключения значительно улучшается.
Тем более что при этом появляется возможность дальнейшего улучшения тонального баланса звука путем применения в ВЧ и НЧ звеньях кабелей с различным характером окраски звука. В цепи низкочастотного громкоговорителя рекомендуется использовать кабели из бескислородной меди, что придаст басам особую мощь и динамичность. В ВЧ тракте предпочтительнее применять медные кабели с дополнительным серебряным покрытием, которые по сравнению с обычными проводами из OFC позволяют получить более звонкий и прозрачный звук на высоких частотах.
Ниже приведем несколько простых советов по дальнейшему улучшению качества звука акустических систем, относящихся к ценовой категории $250 - 400, которые однако потребуют „вскрытия” колонок и внесения некоторых изменений в их конструкцию. Основные направления возможной модернизации таких акустических систем показаны на рисунке. Их внутренняя проводка, как правило, выполнена таким тонким „кабелем”, что одна только их замена на хороший кабель из бескислородной меди OFC с поперечным сечением проводов в 2.5…4 мм2 уже дает существенную прибавку в качестве звука.
Во многих доступных по цене моделях колонок используются дешевые пружинные зажимы или простые винтовые клеммы. Качество звука и внешний вид колонок значительно улучшаться, если их заменить на позолоченные винтовые зажимы (стоимостью примерно $20 за пару). Тем более что при этом появляется возможность использовать высококачественные акустические кабели с большим поперечным сечением проводников (4 мм2 и более), в том числе кабели с установленными на них соединительными разъемами типа „банан”, „лопаточка” или „вилочка”. При установке двух пар винтовых зажимов можно реализовать режим двухпроводного подключения колонок, преимущества которого рассмотрены выше.
Качество звука можно улучшить и заменой элементов фильтра кроссовера на высококачественные компоненты „аудиофильского” класса. Так, например, катушки индуктивности с металлическими или ферритовыми сердечниками целесообразно заменить катушками без сердечников с теми же значениями индуктивности, намотанными проводом из бескислородной меди. Весьма полезно также заменить конденсаторы фильтра на высококачественные полипропиленовые или полистиральные пленочные конденсаторы, например, тира MIT Multicap или Infinicap фирмы WONDER.
Если колонки страдают излишне размытым и „бубнящим” басом, то возможными причинами могут быть недостаточное электрическое или акустическое демпфирование низкочастотного громкоговорителя. В первом случае воспроизведение баса улучшится, если колонки подключить к другому усилителю с малым выходным импедансом. Акустически задемпфировать колонку можно с помощью вкладыша в фазоинвертор, либо, что более эффективно, с помощью звукопоглотителя, помещенного внутрь корпуса акустической системы.
Самым простым и доступным звукопоглотителем является обычная техническая вата. Еще лучшие результаты дает оклейка внутренних стенок колонки пористым волокнистым материалом от фильтра бытовых воздухоочистителей. Оптимальное количество звукопоглотителя определяется опытным путем, так как при чрезмерной степени акустического демпфирования басов станет:
во-первых, мало,
во-вторых, они заметно потеряют в глубине и выразительности.
Выполнение большинства из этих рекомендаций не потребует значительных финансовых затрат (за исключением разве что покупки сабвуфера), а полученное в результате улучшение звука будет вполне ощутимым. Однако дальнейшее улучшение качества звучания потребует доработки остальных компонентов аудиосистемы. Поэтому следующая статья этой серии будет посвящена усилителям низкой частоты. В ней будет рассказано о несложных способах их доработки, доступных квалифицированным радиолюбителям в домашних условиях без использования сложных измерительных приборов.

К. Быструшкин, Л. Степаненко

Взять любимую музыку с собой на природу или в поездку? Наслаждаться ее чистым и мощным звучанием? Легко! Нам на помощь приходят беспроводные колонки. Конечно, можно просто включить музыку со смартфона, но далеко не каждая модель обеспечивает то качество звучания, которое способна дать даже самая простая беспроводная колонка. Впрочем, чтобы наслаждаться действительно хорошим звуком, необходимо очень скрупулезно подойти к выбору. Спешим немного упростить вам жизнь: мы нашли лучшие портативные колонки в разных ценовых категориях – найдется вариант и для придирчивого меломана, и для простого пользователя, который хочет за небольшие деньги получить приемлемое качество звучания и не вдаваться в массу нюансов.

Начнем с базовой информации . Если вы – специалист в сфере акустических систем, то можете пропустить данный раздел. Мы подготовили краткий ликбез для тех, кто впервые столкнулся с выбором портативной колонки и не знает, как найти действительно качественную модель.

При выборе обращайте внимание на такие параметры:

  • мощность системы напрямую влияет на громкость. Самые компактные колонки имеют мощность около 3-5 Вт, модели побольше – 15-20 Вт и более. Стоит понимать, что чем ближе громкость к максимальной, тем больше будет искажений в звуке;
  • количество полос. Каждая полоса колонки отвечает за воспроизведение определенных частот и их комбинаций. Чем больше полос, тем более четким и естественным будет звук. Самый дешевый и распространенный вариант – однополосные колонки , оснащенные только одним универсальным динамиком. Двухполосные колонки имеют два динамика: высоко- и низкочастотный. Это также достаточно распространенные модели. Реже встречаются трехполосные колонки , которые включают еще и среднечастотный динамик;
  • диапазон воспроизводимых частот . Тут все просто: чем шире диапазон, тем более правдоподобным будет звучание. Минимальная частота в портативной акустике составляет 20-500 Гц , максимальная – 10000-50000 Гц ;
  • формат звука, или количество каналов . Есть моносистемы (1.0), они воспроизводят музыку в одном канале. Басы в них не особо выражены, формат уходит в прошлое, но все еще используется в недорогих компактных колонках, причем даже от именитых производителей. Стереосистемы (2.0) дают более объемное звучание, отличаются повышенной мощностью и громкостью. Системы 2.1 отличаются от 2.0 наличием отдельного низкочастотного динамика (сабвуфера ), он дает более насыщенный и плотный звук. Мощность сабвуфера колеблется от 1 до 150 Вт;
  • отношение сигнал/шум – еще один показатель того, насколько качественным будет звук из колонки. Чем выше значение этого показателя, тем лучше. В большинстве колонок он составляет 45-100 дБ. Многие малоизвестные производители часто указывают не совсем корректные значения, а вот данным, которые заявляют крупные компании, можно доверять;
  • технологии беспроводного подключения . Наибольшее распространение получили Bluetooth -колонки . Они легко сопрягаются с планшетами и смартфонами. Желательно брать колонку, которая работает со стандартом Bluetooth 4.0 : энергопотребление при этом будет минимальным, а это для портативных колонок на аккумуляторах очень важно. Сжатие данных при передаче через Bluetooth осуществляется по кодеку AptX, он позволяет выдавать звучание CD-качества. Некоторые плееры поддерживают работу с кодеком AptX HD – качество звучание, четкость и объемность будут в разы выше, но важно, чтобы смартфон или планшет также поддерживали работу с эти кодеком. Чтобы упростить подключение по Bluetooth, в некоторых колонках может использоваться технология NFC : понятно, что смартфон также должен ее поддерживать. Музыка может передаваться и по Wi Fi , дальность подключения при этом зависит от мощности роутеров сети. Отдельно стоит отметить технологию AirPlay , которая используется в устройствах от Apple. Она позволяет передавать на колонку отличный объемный звук, что достигается за счет использования фирменных кодеков, которые передают музыку почти без потери качества. В дорогих колонках может быть реализовано несколько вариантов беспроводного подключения;
  • другие источники музыки . Колонка может воспроизводить музыку не только с сопряженного смартфона. В большинстве моделей есть слот для карт памяти , в более продвинутых – USB -разъем для чтения флешек и внешних жестких дисков. Еще один вариант – подключение к колонке смартфона в AUX -порт , но при этом беспроводным устройство уже назвать нельзя. Некоторые колонки можно подключать к компьютерам и телевизорам, но с такими целями их используют крайне редко;
  • автономность . Большинство портативных колонок питаются от собственных перезаряжаемых аккумуляторов – модели с питанием от батареек АА уходят в историю. Производители указывают емкость аккумулятора и длительность автономной работы. Последнюю часто измеряют не на максимальной громкости, имейте это в виду. Хороший результат для беспроводных колонок – 10-15 часов автономной работы и более. Подзаряжаются колонки через microUSBот розетки, ноутбука или внешнего аккумулятора;
  • управление осуществляется с помощью сопряжённого смартфона или кнопками на самой колонке. В некоторых моделях для удобства предусмотрен экран;
  • вес . Хорошая акустика не может весить мало, но и тяжелую колонку с собой на природу брать не хочется, поэтому выбор портативной колонки – это всегда компромисс компактности и качества звучания. Если планируете брать музыку с собой на пробежку или велопрогулку, то обращайте внимание на более миниатюрные модели. Если на первое место выходит качество, то берите колонку весом от 500 г;
  • дополнительные функции . К ним относятся радио , эквалайзер для более точной настройки звучания, будильник, пульт ДУ, подсветка, а также спикерфон (это встроенный микрофон, позволяющий громко обращаться ко всей компании друзей). Некоторые колонки получают защиту от влаги и пыли – это важно, если вы будете брать устройство с собой на активный отдых. Некоторые колонки работают еще и как power bank , заряжая другие гаджеты. Есть модели, оснащенные беспроводной зарядкой и даже солнечными батареями;
  • производители. Среди самых-самых JBL, Sony, Beats, а также Sven и Xiaomi.

Учесть необходимо также цели использования . Например, для шумных вечеринок на природе подойдет простая однополосная моно- или стереосистема: чистоту звучания в полной мере все равно не удастся оценить. Обращайте внимание на защищенные и достаточно автономные колонки. Для путешественников есть компактные модели, размером с ладонь. Они получают специальные крепления, часто имеют защиту от воды, но максимальный уровень громкости у них сильно ограничен – впрочем, когда колонка располагается рядом иного и не требуется. Для велосипедистов есть колонки со специальными креплениями. Для домашнего использования можно брать как компактную, так и достаточно крупную модель с высоким качеством звучания, немаловажным тут становится дизайн.

Восприятие звука – вещь индивидуальная. Лучше выделить для себя пару-тройку моделей и послушать их звучание вживую, только так можно сделать правильный выбор. Мы же предлагаем вам несколько лучших беспроводных колонок, на которые точно стоит обратить внимание при выборе.

Лучшие портативные колонки 2017/2018

JBL Flip 4


По соотношению цена/качество это одна из лучших портативных колонок на данный момент. JBL Flip 4 пришла на смену JBL Flip 3 , настоящему хиту продаж. Производитель заявляет, что смог сделать еще более совершенное устройство и, изучая сухие технические характеристики, начинаешь ему верить. Когда послушаешь звучание колонки вживую, никаких сомнений не остается – все сделано великолепно . Компания говорит, что новая модель звучит на 20% лучше предыдущей: неизвестно, как именно они измерили этот процент, но звук очень и очень хороший, а басы сочные.

Кроме прочего, модель получила более высокую автономность и повышенный уровень защиты IPX 7 – теперь изделие не боится даже погружения в воду. Колонка сопрягается с гаджетами через Bluetooth, имеет разъем mini jack для проводного подключения и несколько кнопок для управления. Среди бонусов – встроенный микрофон и возможность соединить в одну систему около сотни колонок благодаря JBL Connect+. Разнообразие цветов широчайшее. Минусы найти трудно.


JBL GO


Копания JBL славится качеством своей портативной акустики, даже если речь идет о столь бюджетных вариантах. Это одна из самых компактных и недорогих беспроводных колонок на рынке. У нее неплохой диапазон и соотношение сигнал/шум, а минимальные размеры позволяют брать с собой модель куда угодно. Есть крепление для ремешка.

Модель выпускается в семи цветах, имеет очень простое управление. На торце есть кнопки не только для регулировки громкости, но и для ответа на вызов – здорово, что тут не забыли о подобной возможности и сделали динамик для разговора.

Музыку колонка воспроизводит при подключении смартфона или планшета по Bluetooth, либо через 3,5 мм разъем. Звук у этого «малыша» удивительно хорош : чистый, громкий, с басами. Придираться не к чему, особенно, если учесть размеры и цену этой акустики.


Xiaomi Mi Bluetooth Speaker


Какая же сфера деятельности сегодня обходится без Xiaomi? Компания неплохо показала себя в области производства портативной акустики. Xiaomi Mi Bluetooth Speaker – самая дорогая колонка в ассортименте компании. Звучит удивительно, учитывая ценовую политику конкурентов, но никакого подвоха нет. Колонка практически полностью выполнена из алюминия , выглядит стильно, представлена в массе цветов. К смартфону модель подключается по Bluetooth, есть возможность чтения аудиофайлов с карты памяти MicroSD , не обошлось и без 3,5 мм выхода. Есть тут и микрофон для приема звонков, но его качество не самое высокое. Управление реализовано очень удобно, есть световой индикатор, который сообщает о заряде аккумулятора.

Что же касается звука, то тут все на уровне. Компания особое внимание уделила низким и средним частотам, в некоторых мелодиях колонка начинает даже вибрировать, что, в принципе, идет только на пользу. С верхними частотами все несколько хуже, но в целом звучание для компактной модели за 40$ более, чем приемлемое. Это отличная модель для тех, кто не привык вслушиваться в каждую нотку и придирчиво оценивать все до мелочей.

Sony SRS-XB20


Мощная колонка с защитой от воды по стандарту IP Х5 . Фишка модели – светодиодная подсветка по контуру устройства , которая моргает и переливается при воспроизведении музыки. Качество звучания неплохое, привередливые меломаны могут придраться к обработке нижних частот, но на средних громкостях все мелодии звучат отлично. Еще одна особенность колонки – поддержка NFC , поэтому сопрягать ее со смартфоном будет легче. Среди прочего встроенный микрофон и разъем mini jack.

Если хочется звучание получше и подсветку поэффектнее, то можно смотреть в сторону XB30 и XB40 , но стоят они дороже.


JBL Charge 3


Настоящий зверь! Одна из лучших портативных колонок современности. Мощная, с достаточно автономностью и влагозащищенным корпусом . Дизайн и эргономику производитель продумал до мелочей. Есть встроенный микрофон для ответа на вызов, также предусмотрена возможность объединить колонку с другими в одну слаженную систему. Модель получила защиту от воды по стандарту IPX 7 , выдерживает временное погружение под воду, а дождь и брызги вообще ей нипочем. Батареи на 6000 мАч хватает на рекордных 20 часов воспроизведения музыки – это потрясающий результат для портативной акустики. При таких показателях неудивительно, что колонка может заряжать другие гаджеты, выступая в роле внешнего аккумулятора. Еще одна приятная возможность – наличие спикерфона .

Что же касается главного, качества звука, то тут все ожидаемо прекрасно: мощные динамики с хорошим диапазоном воспроизводимых частот, два пассивных излучателя и очень-очень чистое звучание. Придраться не к чему. Естественно, весь этот набор преимуществ стоит дороже компактных «дорожных» колонок.

Xiaomi Square box Cube


Производитель не указывает диапазон воспроизводимых частот и соотношение сигнал/шум, но те, кто слышал звучание этой колонки, говорят, что она выдает действительно неплохой звук. Громкость средняя, но это неизбежно при такой мощности и размерах колонки. На большой громкости она начинает немного хрипеть, на средней громкости звук радует, и это при такой цене! Кнопка управления всего одна, аккумулятор на 1200 мАч держится стойко и позволяет слушать музыку до 10 часов. Модель получила модуль NFC , пассивный сабвуфер, но не имеет разъема mini jack. В целом, по соотношению цена/качество это очень и очень хорошее предложение.


JBL Clip 2


Компактная беспроводная колонка. Наличие специального крепления позволяет легко подсоединить гаджет к рюкзаку или велосипеду. Модель получила влагозащищенный корпус , встроенный микрофон и разъем mini jack. Качество звучания и автономность, как для такой малютки, на высоте. Добавим сюда простоту управления, качественную сборку, симпатичный дизайн и действительно мощный звук, и получаем в итоге хорошую портативную колонку, которую можно взять с собой куда угодно.

В продаже еще есть JBL Clip 2 Special Edition . Колонка отличается оригинальным дизайном, по остальным параметрам такая же.


Marshall Kilburn


Это устройство для тех, кто может оценить чистоту звука и предпочитает только самую качественную акустику, даже в портативном ее исполнении. Впрочем, с таким весом ее можно брать с собой разве что в багажнике авто. Подойдет она и для домашнего использования. Не будем перечислять кучу эпитетов – просто скажем, что звук эта колонка дает идеальный , что нетрудно понять даже из сухих технических характеристик. Пользователь может сам отрегулировать низкие и высокие частоты , а подключение источника музыки идет через Bluetooth и mini jack. Дизайн также отличный., причем на максимуме звук остается чистым и качественным. Дизайн, управление, сборка – все на высоте. Автономность, правда, подкачала, но с такими характеристиками трудно ожидать другого, зато есть возможность питания от сети.


Xiaomi Mi Bluetooth Speaker Mini


Это самая дешевая и легкая беспроводная колонка , по крайней мере, в нашем обзоре. Производитель снабдил ее минимальным набором необходимых функций, поставил просто смешную цену и получил успех. Дизайн колонки хороший, на средней громкости звучит она прекрасно: от устройства за 15$ явно не ожидаешь приличных результатов, но эта модель приятно удивляет. Небольшие хрипы появляются только на высокой громкости, но в помещении столь громкое звучание ненужно, а на природе – хрипы незаметны. Из бонусов тут только встроенный микрофон, соединение с носителем музыки осуществляется только по Bluetooth.


Samsung Level Box Slim


Samsung также выпустил свою версию портативной колонки. Управлять ею легко, а компактные размеры позволяют взять ее с собой куда угодно. Более того, модель получила защиту от влаги по стандарту IP Х7 и солидный аккумулятор . Единственное, мы так и не смогли найти диапазон воспроизводимых частот, поэтому остается доверять мнению пользователей, что звучит она неплохо. Среди бонусов возможность заряжать от колонки другие гаджеты. Минус – отсутствие проводного подключения, что при такой цене, как минимум, обидно. В остальном все отлично.

SUPRA PAS-6277


Одна из лучших портативных колонок в своем ценовом сегменте, и уж точно самая функциональная. Этот «малыш» выдает максимальную громкость на уровне 77 дБ , имеет встроенный фонарик, радио , может играть музыку с карты памяти, есть выход на наушники . Модель получила даже крепление для велосипеда. Качество звучания, конечно же, не самое идеальное, но для портативной акустики – более чем приемлемое, а если учесть цену – так вообще отличное. Жалуются пользователи на неотключаемые голосовые подсказки и небольшую мощность фонарика.